вторник, 25 мая 2010 г.

Автор Барахаева Ольга Валерьевна, учитель изобразительного искусства и черчения МОУ «СОШ №2» г. Саянска
Предметная область: Изобразительное искусство, 4 класс

Тема четверти:
Древние города нашей земли.
Тема урока: Древние соборы.
Форма урока: технология студийного обучения.
Цель: формирование представлений о красоте архитектуры древних русских городов.
Задачи:
- познакомить с архитектурой древнерусского каменного храма;
- воспитывать интерес и уважение к истории культуры свое страны;
- развивать творческое воображение, навыки работы в технике аппликации. Задание: силуэтное изображение храма в технике аппликации.
Форма организации деятельности: фронтальная, парная.
Оборудование:
для учителя: мультимедиа, изображение храмов (Покров на Перли, Дмитриевский собор, храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор, Софийский собор), изображение древнерусских городов;
для учащихся: конструктор «Храм», цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, краски.
Музыкальный ряд: православная музыка, звуки колоколов. Краткий план занятия
I. Пролог 3 мин.
II. Этюд 6 мин
III. Экспликация 5 мин
IV. Практикум 24 мин
V. Рефлексия 3 мин
Ход урока:
I. Пролог
- Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас!
- Тема нашего урока «Древние соборы». Мы продолжаем знакомиться с древнерусскими городами. Центральное место в древнерусском городе занимал храм.
- Мы не только познакомимся с храмами, но и выполним их изображение.
- Какие материалы при этом мы можем использовать? Входная диагностика с помощью цвета.
II. Этюд.
Художественный образ.
Звучит звон колоколов. Учащиеся рассматривают изображения русских
храмов.
Учитель:
Взметнув старинные кресты
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты
На красоту, роняя звуки.
Как будто бы по лону вод
Она и в праздники, и в будни
Прекрасным лебедем плывет
Навстречу восхищенным людям.
Худое слово с языка
Здесь не слетит. Светлеют лица,
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолиться.
М. Просянников
- Какие чувства вы испытали, прослушав музыкальный фрагмент?
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Дня чего служат людям храмы?
- Вы были когда - нибудь в храме?
- Какие чувства вы испытали, находясь в храме?
- О чем мы будем говорить на уроке? (о храмах, их величии, могуществе, красоте)
III. Экспликация
Храм - здание, в котором происходят религиозные обряды.
Собор - крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.
В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор - главный храм. Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Жители всей округи собирались (отсюда и слово «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. В главном соборе благословляли на княжение, хранили казну, принимали зарубежных послов. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.
Церкви имели в Древней Руси не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича. Над этими сооружениями работали мастера-зодчие.
Присмотрись, храм напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю — выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы. Прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.
Каждый храм имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно: одна глава - в честь Иисуса Христа, три главы - в честь Святой Троицы.
(слайд) Храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний. Храм - памятник величия и печали.
Каждый собор имеет своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.
Архитектурную основу здания составляют: арки, стены, своды. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга — это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.
Белые стены и золотая глава - главное в образе здания собора, (слайд) Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и чувствами эти передали своим будущим детям и внукам.
Два чувства давно близки нам -В них обретает сердце пишу— Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.
А. С. Пушкин
IV. Практикум
1. Конструктор «Храм»
Обучающиеся собирают из отдельных частей храм. Работа в парах.
- Какие геометрические фигуры были использованы?
2. Силуэтное изображение храма в технике аппликация.
Показать величие, могущество, красоту и т.д.
Этапы выполнения практической работы:
- на белой бумаге изображаем карандашом храм.
- вырезаем силуэт.
- приклеиваем силуэт на тёмный фон.
- если остаётся время можно нанести узор красками.
Варианты заданий по сложности выполнения: однокупольный храм, трёх -
купольный храм, собор.
Требования к работе:
- творческий подход.
- правильное композиционное решение.
- оригинальный силуэт храма.
- аккуратность в работе. Анализ работ.
V. Рефлексия:
- Что мы делали?
- Что было важным?
Рефлексия с помощью цвета.
Учитель.
- Ребята, посмотрите на свои краски. Какого цвета краска вам в данный момент больше всего нравится. Макните кисточку в эту краску.
Значение цветов:
Красный на начало урока - активность, на конец урока - агрессия.
Жёлтый - радость.
Оранжевый - радость.
Зеленый - спокойствие.
Синий, голубой - интеллект.
Коричневый - думает о доме.
Домашнее задание: по выбору
1) подобрать иллюстрации и фотографии с изображением храмов.
2) небольшое сообщение о древнерусском храме।

ТЕХНОЛОГИЯ СТУДИЙНОГО ОБУЧЕНИЯ (Автор: Щуркова Н.Е.)
Особенность студийного обучения состоит в том, что основной орга­низационной структурой является студия, назначение которой -вооружение учащихся умениями на основе знаний. При этом школьник обязательно ста­вится в субъектную позицию при помощи различных форм работы, заданий, способствующих созданию для него ситуации выбора, успеха, при помощи «технологических» приемов, типа: «проекция результата», «положительное подкрепление», «оглашение мотива» и др. Самостоятельная деятельность яв­ляется главным условием проведения студии.
Содержание занятий - практическая направленность.
СТРУКТУРА СТУДИИ
1. Пролог
(цель: психологический настрой на предстоящую деятельность).
> Обращение к группе (друзья, исследователи, пытливые мыслители и др.).
> Обозначение темы (особо: границы темы).
> Цель (каков продукт произведенной групповой работы),
> Мотивы планируемой деятельности (важность для ученика вообще).
> Личностный смысл планируемой работы (для каждого ученика).
> Забота о самочувствии каждого.
2. Этюд (образное представление явления).
> Ролевая игра.
> Художественный образ (живопись, литература, танец и др.).
> Факт из жизни великого человека.
> Эпизод реальной жизни.
> Графическое изображение.
> Видео-, аудиозаписи.
3. Экспликация (центральная часть студийной работы).
> «Что?» - что за явление? Каковы его существенные признаки? Какова его форма проявления? Каковы связи с другими явлениями?
> «Почему (зачем)?» - почему оно существует? Зачем оно создано людь­ми? Педагогами? Каково его основное назначение в жизни?
> «Где?» - в каких сферах располагается данное явление?
> «Когда?» - в какой период жизни данное явление разворачивается? При каких условиях присутствует?
> «Как?» - как организуется взаимодействие с данным явлением? Как организовать данное проявление?
4. Практикум
> Ролевые упражнения.
> Игровое воспроизведение реальной ситуации.
> Деловая игра.
>Сценические иллюстрации по заготовленному тексту.
> Опытно-экспериментальная проверка (например, за пределами урока);
5. Рефлексия (осмысление значимости проведенной работы для каждого студийца).
> Содержательный аспект: отражение прошлого (что мы делали, что по­няли, как себя чувствовали, что было важным...).
> Организационный аспект: методика «недописанного предложения».
(«За этот час я понял, что...» Главным для меня было…» и др.).
После серии занятий - оценка + самооценка (по определенным в на­чале работы критериям).

Комментариев нет:

Отправить комментарий